Новогодняя история
«Хотим, чтобы наш ребенок сыграл в чемпионате Казахстана»… хм… Сколько раз за последние двадцать лет я слышал подобное из уст наших родителей. Горизонты раздвинулись невероятно, и это не может не радовать. Завтра за шахматные доски на очередном детско-юношеском первенстве страны сядут 800 (!!), а возможно и более детей. Демократичная «швейцарская» система, новые технологические возможности позволяют быстро и эффективно проводить массовые турниры, хотя организаторам приходится порой нелегко. Но было бы странно, если все обстояло наоборот, не так ли?
К чему я об этом? Просто в новогоднюю ночь почему-то вспомнилось, что когда-то все было не так, совсем не так! А почему в новогоднюю? Да, очень просто. 37 (страшно подумать!) лет назад мы с Гулей Сахатовой именно в это время (билеты у нас были на второе число) должны были лететь в Кутаиси на чемпионат Советского Союза среди юношей и девушек. Между прочим, это был последний совместный чемпионат… Кому-то из высшего спортивного руководства, вероятно, не понравилось, что между участниками возникают романтические отношения, а может быть что-то иное, захотели, например, расширять географию союзных турниров, но, так или иначе, в следующем 82-м году «Союз» развели – юноши играли отдельно от девушек в разных городах.
Тот кутаисский чемпионат несколько неожиданно выиграл сибиряк Александр Гольдин.
На финише в драматической борьбе ему удалось обойти будущего участника суперфинального претендентского матча на первенство мира 1987 года Андрея Соколова и нашего Тахира Хасанова из Семипалатинска. Помнит сейчас кто-нибудь этих шахматистов? Вряд ли… У девушек впереди оказалась Ирина Ерусланова. Интересный выдался турнир! С другой стороны, неинтересных тогда попросту не могло быть по определению, играли только чемпионы союзных республик, плюс персонально допущенные сильнейшие юноши и девушки страны. Как тот же Хасанов, к слову сказать, один из любимых (в свое время) учеников самого Ботвинника.
И вот как шел отбор, то есть чемпионат Казахстана. Я застал турнир, в котором играли шестеро (вдумайтесь шестеро!) юношей и столько же девушек. Год спустя число увеличилось до 8. Играли совсем юные тогда Болат Асанов, Серикбай Темирбаев, Николай Перегудов, Елена Анкудинова (в те времена Петрова).
В истории казахстанских шахмат на века: будущий директор клуба им А. Булекпаева Олег Дзюбан, Елена Петрова (Анкудинова), Евгений Владимиров и Гульнара Сахатова.
Елена Анатольевна в конце 70х годов была первой среди казахстанских девушек и постоянным камнем преткновения для одной из сильнейших (в будущем) шахматисток СССР. Обыгрывала Гулю частенько, причем в важнейших отборочных турнирах. И только в 80-х «колесо завертелось в обратную сторону».
Но к моменту описываемых событий Лена училась на втором курсе института и уже не проходила по возрасту (рамки были ограничены 18 годами). Алма-атинка сравнительно легко выиграла отбор. Ну, и мне посчастливилось. Чемпионаты тогда были несравненно слабей, шахматистов с разрядом «кмс» в турнире играло всего двое-трое, остальные перворазрядники. А вот потом, сила стала потихоньку расти и произошло это, когда в наши казахстанские юношеские шахматы пришла будущая гроссмейстерская плеяда: Ткачев, Коцур, Кажгалеев, Иржанов. Но турниры, что характерно для тех лет, проходили только в одной категории – «до 18»! Помнится, как радовались те, кто помоложе, когда ввели новую категорию – до «16» – а как же! Жить (играть) стало проще! Это сегодня в 16 лет просто необходимо быть как минимум приличным мастером, если хочешь продолжать карьеру, а в 80-е они были еще только «малышами» или «кадетами», как обозначила их ФИДЕ.
Но я отвлекся. А рассказать осталось совсем немного. Итак, билеты до Тбилиси (оттуда до Кутаиси предстояло добираться автобусом) нам взяли в Управлении спорта. Вариантов было совсем немного. Лететь через Баку или Ташкент. Остановились на Ташкенте. Отпраздновав Новый 1981-ый год, встретились с Гулей в аэропорту и… Алма-Ату накрыл густой, типично для этого сезона алматинский туман. Все (!!) авиарейсы были отменены, стояла нелетная погода. На пятые сутки, когда исчезла последняя надежда, пришлось сдать билеты и «несолоно хлебавши» возвращаться домой. Организаторы союзного чемпионата, как рассказали нам потом, все это время держали в резерве номер в гостинице для Сахатовой, она была на «подъеме» и котировалась очень высоко…
Вот такая история с не очень веселым концом. Спустя год Гульнара Сахатова выполнит мастерскую норму, еще через пару лет успешно отыграет уже во «взрослом» союзном чемпионате, выйдет в межзональный турнир, одержит немало побед, сыграет в первой для национальной команды Олимпиаде в Маниле и… Бросит шахматы! А автор сюжета? Пишет эти строки и надеется, что смог немного развлечь вас перед стартом нового чемпионата. Уже не КазССР, а просто Республики Казахстан.