РИНАТ ЖУМАБАЕВ: «МОЖНО БОРОТЬСЯ И ЗА БОЛЬШЕЕ»

Ринат Жумабаев

Общеизвестны достижения женской сборной РК. Признание тренеров, специалистов и просто любителей шахмат от Атлантики до Каймановых островов завоевано исключительно мощной и напористой игрой наших девушек, демонстрирующих от турнира к турниру непрерывный прогресс в игре и стремление не останавливаться на достигнутом. Сильная половина как-то «подзасиделась», а ведь далеко не всегда наша доблестная дружина пребывала в состоянии летаргического сна. Тренера все той же женской сборной Серикбай Темирбаев и Павел Коцур нет-нет да и вспомнят славные 90-е прошлого тысячелетия, когда командная победа над грозными ныне китайцами (мужской сборной!) воспринималась как нечто само собой разумеющееся, а ничья как досадная осечка. Сегодня казахстанский болельщик только грезит о «свете в конце тоннеля» и задается вопросом: неужели места в первой десятке (пятерке) мировых грандов на Олимпиадах и чемпионатах мира исключительно прерогатива отечественных женских шахмат? Через несколько дней в Душанбе стартует зональный турнир ФИДЕ, где будут разыгрываться путевки на следующий личный Кубок мира. Предлагаем вашему вниманию своеобразное «воспоминание о будущем», Хотелось бы верить, что это послужит своеобразным авансом успешного выступления казахстанских шахматистов в столице Таджикистана. Беседа с молодым павлодарским гроссмейстером состоялась еще в начале апреля, но по некоторым причинам не могла быть опубликована. Теперь мы восполняем этот пробел. 

Сергей КИМ

Каковы планы? Где собираешься играть?

Пока не знаю. Возможно, чемпионат РК. Только сегодня узнал, что за 9 дней пройдет 11 туров… В свое время сам за это ратовал, особенно, когда выступал в роли пострадавшей стороны. «Почему 9, а не 11 туров?»

Ну, это как обычно. Когда чуть не хватило, кажется, что неплохо добавить парочку туров, а когда выигрываешь, разумеется, достаточно и девяти. 

Да. Когда дважды выигрывал «золото», мне казалось: зачем так сильно растягивать чемпионат? Люди меняются (смеется).

Планируешь играть в зональном турнире первенства мира, который пройдет в июне в Душанбе?

Собираюсь сыграть.

Выход будет два места? Мы стали уже подзабывать, когда казахстанские шахматисты в последний раз играли в Кубке мира.

Мы с Муртасом Кажгалеевым отобрались в 2011 году. Я попал через чемпионат Азии, он – через зональный турнир. В первом круге проиграл Лорану Фрессине (Франция).

Хотелось бы, чтобы нас радовали не только наши девушки гроссмейстеры.

Мы тоже стараемся (смеется), но, конечно, не всегда получается…При этом нужно иметь ввиду, что уровень конкуренции совершенно разный. Мы, кстати, на данный момент последняя команда, которая обыграла и опередила Китай в командном турнире. После этого они выигрывают все подряд.

В одном из сильнейших турниров мира «Аэрофлот-опен» ты играешь уже не в первый раз…

В А1 (сильнейшая группа, одновременно проводится три турнира – прим. интервьюера) уже в третий.

Удовлетвори любопытство читателей, что произошло в последнем туре? Твой соперник вроде жертвовал и выигрывал?

Пришел домой, посмотрел: компьютер дает такие большие оценки, но во время игры я этого не чувствовал. Может что-то и было… Всю партию мы оба играли на победу. В какой-то момент мог разгрузить позицию: разменять своего коня на его слона. Все это видел, но не хотелось упрощать. Компьютер вроде рисует оценку «+1.00» (солидный перевес белых – прим. интервьюера) и даже больше, но я думаю, что все это завышено.

Оценка компьютера это одно, а играть важную партию, да еще когда дело идет к цейтноту…

Да, практически вся партия прошла в цейтноте. Причем, мы с Сашикираном оказались в нем уже приблизительно после 18-го хода! Я – в большем (у меня оставалось минуты три-четыре), он – в меньшем (минут десять). Накануне индийский гроссмейстер проиграл Непомнящему так, что играть ему было очень непросто.

Ты поразил всех сначала своим стартом – пол-очка из трёх, хотя вроде и соперники были проходимые.

Скажу честно, совсем не собирался таким образом выделиться. Перед турниром про себя взял установку, мол, турнир плотный, главное вроде много не проиграть… Потом проходит три тура, а я только и делаю что проигрываю (хохочет). Еще при этом, третью проиграл аж с тремя лишними пешками. После этого стало понятно, что нужно успокоиться, и играть более раскованно. И хотя попадал в цейтноты, концентрация во время партий была довольно высока. Потом был хороший контроль – позволял вникать в позицию. Контроль времени, кстати, очень понравился! Час и сорок минут на первые сорок ходов, затем пятьдесят минут на следующие двадцать. Потом пятнадцать минут до конца партии и тридцать секунд за каждый сделанный ход с самого начала.

Твой результат лучший из показанных когда-либо казахстанскими гроссмейстерами на этом престижном турнире?

Не знаю. Павел Коцур как-то финишировал 5 из 5! Дармен Садвакасов тоже как-то набрал 6,5 из 9. Впрочем, раньше играло больше шахматистов, поэтому состав, возможно, был не столь «плотным» как сейчас.

Но для тебя пятое место наивысший результат?

В Аэрофлоте да. Но если играть так, как я играл последние шесть партий (5,5 очков в 6 встречах! – прим. интервьюера)… И даже не по конечному результату, а по ходу борьбы, постановке партий, думаю, что можно бороться и за большее.

Получил удовольствие от своей игры?

Получил, особенно если учитывать, что после первых трёх туров была такая печаль, тоска (смеется) Получилось так, что я приехал в Москву за день до турнира. Но была ночь перелёта, и по приезду пришлось еще часов шесть-семь ждать заселения в гостиницу.

Да, это самое противное быть неприкаянным.

Не все предусмотрел. Уезжал за день раньше, надо было предупредить организаторов, чтобы забронировали номер на более ранний срок. Не сразу удалось акклиматизироваться. В первой партии голова отключилась на четвертом часу, во втором туре на пятом, в третьем – уже на шестом…

Таким образом, шло постепенное улучшение? А к последнему наступила кульминация?

Почти так, но поединки были сложные, трудно провести все на одном уровне. В седьмом туре была еще «бешеная партия» с Федосеевым. В середине мог выиграть ладью, а вместе с ней и партию, практически в один ход. Там была такая смешная тактика…Но я как обычно «был занят» – находился в цейтноте. Потом померещилось, показалось, что форсировано провожу ферзя. Пожертвовал одну пешку. Затем вторую. В результате остался у «разбитого корыта». После получилось так, что ошибся уже противник: перешел, как ему казалось, в выигранный пешечный эндшпиль. Справедливости ради, эндшпиль все же был выигранный, но там уже требовалась немалая точность, а «ладейник» перед этим просто "механически" выигрывался. Российский гроссмейстер видел, что проводит ферзя, а у меня остаются связанные пешки (а4 и b3), но выигрыша в итоге не нашел! Помогла мне еще и идея пата. Определяющая получилась партия. Хотя я её и не выиграл, но представьте себе: выиграл три подряд после такого старта и…

Снова туда же?

Не совсем так, конечно, но… Хотелось большего после таких усилий! А так остался в «+1» (т.е. иметь на одну победу больше чем поражений – прим. интервьюера) и сохранил хорошее настроение. Следующую партию провел удачно и выиграл, а у последнего тура уже свои законы.

Чтобы попасть в число призеров, необходимо было набирать «+2»?

Даже «+1», наверное, хватало: играло не так много шахматистов. А призов было 35. Просто призы, как вы понимаете, были разными.

Как физическое самочувствие?

Нормально. Напряжение и усталость возрастали с каждой партией, поэтому сомнения посещали: хватит ли меня на весь турнир? Но как-то дополз на «кураже».

Дома качаешь «физику»?

Год назад пробегал по 10 км несколько раз неделю. В этом решил все же снизить нагрузку, бегу 25 минут – полчаса. Турнир отнял много сил. После Москвы спал трое суток! Просыпался и дальше спать.

В главном турнире вместе с тобой играла Жансая Абдумалик. Как шли дела у неё?

Трудно все-таки бороться с мужчинами-гроссмейстерами на протяжении 7 часов. Играла. Боролась. Где-то не хватило опыта, где-то просто везения. Дело даже не в набранных очках. Что понравилось, всегда была настроена по-боевому – все вперед! В последнем туре играла с тренером женской сборной Франции Павлом Трегубовым. Так тот, просто «обалдевал» от такого напора. Это особенно стало заметно, после того, как был зафиксирован ничейный результат. В совместном анализе сыгранной партии. Были у нее хорошие, даже выигранные позиции, но в этом турнире получалось не всё. Кроме того ощущалась усталость после турнира в Рейкьявике. А так играет, конечно, здорово!

В последний день прошёл еще и сильный блиц-турнир?

Но на него сил уже не хватило. Сыграл так себе – 10,5 из 18, причем постоянно проигрывал первую партию (в турнире игралось 9 микроматчей из 2-х партий – прим. интервьюера), а во второй приходилось отыгрываться.

Сказывались переживания последнего тура главного турнира?

Да, не смог заснуть до 6 утра, одолевали эмоции. Но в какой-то момент имел шанс достойно завершить и блиц. Шел сначала 5 из 10. Потом выиграл два матча подряд по 2:0. Теперь все зависело от того, насколько удачно сложится финиш.

Но проиграл с лишней фигурой талантливому украинскому гроссмейстеру Бортнику! Если бы не эта лишняя фигура, я спокойно ворвался ладьями на седьмую горизонталь и обеспечил минимум ничью. А тут, я все пытался "правильно" реализовать лишний материал, а соперник, тем временем провел ферзя. Во второй партии пошла вообще веселая игра. Он съел у меня все на королевском фланге, я – в свою очередь нагрузился в центре, на ферзевом совершал набеги. Дело перешло в какой-то дикий эндшпиль, где соперник прыгая одним конем вокруг моей растерявшейся ладьи, как-то обхитрил меня, и снова провел ферзя.

Интересно, что перед Москвой считал, что в классике будет трудно добиться хорошего результата и рассчитывал на блиц. А получилось как-то наоборот.

Шахматный мир взбудоражило недавнее разоблачение одного гроссмейстера использовавшего компьютерные подсказки в крупном турнире, проходившем в ОАЭ…

Да, грустно…Неожиданно такая новость… Теперь получается в туалет самому не захочется идти, чтобы не раздражать лишний раз соперника. А между тем иногда сходить то надо! Хотя бы для того, чтобы умыться холодной водой. Видимо пора как-то ужесточать меры, и прописывать теперь в Регламенте каждого турнира, что судьи имеют право досматривать участника на предмет электронных устройств. Правда сейчас многие шахматисты дорожат своей репутацией и даже не помышляют об этом. Но когда проявляются такие вещи, паранойя будет расти все больше и больше.

У меня у самого лет с восьми-девяти есть привычка обводить сделанный ход на бланке. Кого-то это может раздражать, хотя у меня и мысли такой нет. Была пара случаев, когда соперники просили не делать этого. Здесь шла речь о каких-то записях не на бланке. Засчитать за это поражение, мне кажется, перебор…

Кто-то из больших тренеров, по-моему, даже рекомендовал записывать свои мысли во время партии.

Если ты записываешь какие-то варианты, можно считать, что это не совсем правильно. А вот, допустим: сидишь и машинально рисуешь (не на бланке) каракули всякие? Но главное, конечно, не доводить до кризисной ситуации (Арбитр дважды делал замечания гроссмейстеру, перед тем как вынести суровый вердикт – прим. интервьюера)…

Такой же случай произошёл и в «Аэрофлоте»?

Да, я потом узнал, что такое было в параллельном турнире. Но там ситуация была еще более грустной. Если американец после каждого предупреждения старался как-то модернизировать свои действия, то в этом случае, человек, в силу сложившейся многолетней привычки, просто банально мог забывать об этом во время игры. Я думаю, его соперник, имея проигранную позицию, решил словить шанс таким образом. Ну, турниры запоминаются не только партиями, но и такими вот случаями.

И это разнообразит нашу жизнь!

Но хотелось бы все-же в первую очередь обсуждать шахматную составляющую. Она ведь на порядок интересней!

Оставьте комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.